Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/extensions/training/models/training.php on line 1892

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/extensions/training/models/training.php on line 1909

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/extensions/training/models/training.php on line 1919

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/extensions/training/models/training.php:1892) in /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/template/simple/layouts/head.php on line 6

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/extensions/training/models/training.php:1892) in /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/template/simple/layouts/head.php on line 7

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/extensions/training/models/training.php:1892) in /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/template/simple/layouts/head.php on line 8

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/extensions/training/models/training.php:1892) in /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/template/simple/layouts/head.php on line 9

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/extensions/training/models/training.php:1892) in /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/template/simple/layouts/head.php on line 10

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/extensions/training/models/training.php:1892) in /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/template/simple/layouts/head.php on line 11

Warning: Cannot modify header information - headers already sent by (output started at /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/extensions/training/models/training.php:1892) in /var/www/u1215479/data/www/academy.managerexpert.ru/template/simple/layouts/head.php on line 12
Урок 9. Бизнес-направления.
Практическая экономика за 5 минут

Урок 9. Бизнес-направления.

Кейс:  Есть производство изделий из пластика, оптовые продажи хозтоваров и интернет-магазин с доставкой. У собственника есть ощущение, что «что -то идет не так» и компания теряет деньги. Как определить, где теряются деньги и исправить ситуацию?

 

Любой бизнес сталкивается с тем, что одни проекты оказываются успешнее других.  Правда, «размер бедствия» не всегда удается понять вовремя, и тогда убыточный проект, как огромный камень, тянет весь бизнес на дно. 

Почему компании сталкиваются с такими проблемами?

Вариантов два.

Первый – компания только начала новый проект и объем продаж еще не достиг точки безубыточности, а расходы на продвижение в силу разных причин относятся к текущим расходам, а не к инвестициям.

Второй – компания смешивает все затраты в «один котел» и потом они «размазываются» ровным слоем по всем бизнес-направлениям.

В первом случае, если новый проект развивается по плану, ситуация выправится сама по себе.

Во втором случае – требуется анализ затрат и поиск «виновного». 

Для целей анализа доходности бизнес-направлений используется классификация затрат на прямые и косвенные.

Прямые – это те, которые прямо относятся на  производство или продажу продукта или услуги.

Соответственно, все остальные, которые невозможно привязать к конкретному продукту – это косвенные

 

1 шаг: выделяем прямые затраты

Например, для проекта «производство изделий из пластика»  это будет сырье, расходы по доставке сырья, зарплата производственных рабочих.  Аренда производственного корпуса – это тоже прямые расходы по данному проекту. 

Для оптовых продаж прямыми расходами будут расходы на закупку товара, зарплата сотрудников отдела опт, возможно, услуги транспорта для доставки клиенту. 

Для интернет -магазина прямыми расходами будут расходы на закупку товара, стоимость доставки товаров до клиентов, зарплата курьеров, стоимость эквайринга. Сюда же можно отнести расходы на техподдержку интернет-магазина. 

 

2 шаг – распределяем косвенные затраты пропорционально выбранной базе

И здесь – важно максимально корректно разделить эти расходы между проектами. 

Причем, не «ровным слоем» - как это часто бывает, когда косвенные расходы распределяются, например, пропорционально выручке каждого направления бизнеса. Распределить нужно так, чтобы это соответствовало логике и причине возникновения затрат. 

3 – проанализировать оставшиеся косвенные затраты, которые не удалось распределить, на предмет их целесообразности.

Например, складские расходы зависят от количества сырья, которое хранится для обеспечения производства, и хозтоваров, приобретенных для дальнейшей перепродажи.  В этом случае складские расходы можно поделить между бизнес-направлением «производство» и бизнес-направлением «Опт» пропорционально занимаемой площади для хранения сырья и товаров для перепродажи. А вот распределять или нет складские расходы на проект «Интернет-магазин» - это зависит от того, увеличивает ли этот бизнес потребность в хранении или это часть оптовых продаж через дополнительный канал. 

На этапе распределения складских расходов может выяснится, что производство имеет сверхнормативный запас сырья и готовой продукции и заняло дополнительную площадь для хранения, которая предназначалась бизнес-направлению продаж. А «продажи» арендовали дополнительную площадь для хранения товаров.

Следующим шагом будет анализ складских затрат производства. Здесь оказалось, что произведено много сезонного товара, который хранится почти целый год и занимает много складской площади. Соответственно, хранение  именно этого товара провоцирует дополнительные складские расходы. Если учесть это обстоятельство и сравнить с уровнем маржи по группе товаров  – можно сделать вывод о целесообразности производства этого товара (кейс из реальной практики, компания, действительно, отказалась от производства пластиковой мебели). 

Базы для распределения косвенных расходов могут быть м2, фонд оплаты труда, выручка и т.д.  Главное – нужно ответить себе на вопрос – почему выбрана именно такая база.

Таким образом, имея данные по выручке от каждого бизнес-направления и расшифровку расходов по каждому бизнес-направлению, можно получить правдивую информацию о состоянии дел.

Иногда выполнение такой цепочки, приводит к неожиданным выводам. Главное – сделать это вовремя, когда еще «пациент скорее жив».

Плейлист
Урок 9. Бизнес-направления. Поиск «темной лошадки». Разбираемся со способами выявления убыточных проектов и направлений бизнеса
1
0