- Главная
- Онлайн тренинги
- Практическая экономика за 5 минут
- Урок 7. Маржа.
Урок 7. Маржа.
Кейс: Компания имеет розничную сеть и собственное производство различных продуктов. Как быстро и объективно сравнить уровень доходов розницы и производства?
Маржа. Слово «маржа» непосвященному режет слух, но для посвященных – это музыка.
Вообще, «маржа» - это сленг, пришло из английского (пэр со сляпой или клоун) «margin» - прибыль. Но в бизнес-среде «маржой» обычно называют именно валовую прибыль или наценку, то есть разницу между ценами закупки и ценами продажи.
Как правило, это касается группы товаров (группа товаров), проданных за период времени (период времени), или общего объема продаж за период времени.
В первую очередь, это дает понимание, какой товар продается лучше (указка). Во вторую очередь – это лимит для прочих расходов компании.
Расходы по доставке, аренда, зарплата сотрудников, налоги – все это должно уложиться в сумму заработанной компанией маржи. Причем уложиться так, чтобы еще осталось место – для чистой прибыли, ради которой затевался весь бизнес.
У маржи есть разновидность – маржинальный доход. По сути – то же самое, но если «маржа» - это больше для торговли и подразумевает разницу между ценой продажи и ценой закупки, то «маржинальный доход» - производственный термин, который означает разницу между ценой продажи и переменными затратами.
Про переменные и постоянные затраты
Если компания производит мебель, то переменными затратами у такой компании будут расходы на сырье, из которого эта мебель делается (фанера, пластик или массив дерева), различные комплектующие – крепеж, ручки, а также вспомогательные материалы – лаки и краски.
Кроме того, чтобы запустить станок – нужно электричество. Ну и конечно – зарплата рабочего, который делает эту мебель – тоже переменные затраты. Чем больше выпускается мебели– тем больше переменных затрат.
«Переменные» - потому что меняются в зависимости от объема производства.
Чем больше смог произвести (купить)– тем больше сможешь продать. Другой вопрос – а выгодно ли это производить? Ведь, помимо перечисленных затрат, связанных с объемом производства, есть еще затраты, которые придется нести вне зависимости от того, включен станок или нет. Например, аренда здания, в котором хранится сырье и стоят станки. Освещение и отопление этого здания, расходы на охрану, зарплата технолога, бухгалтера - все эти расходы практически не связаны с объемом производства. Поэтому их называют «постоянными».
Для производства автомобилей «Лада» и «Мерседес» требуется примерно одно и тоже сырье, материалы и комплектующие. То есть переменные затраты примерно одинаковы. При этом цена продажи «мерседеса» раз в десять выше, чем цена продажи «лады».
Означает ли это, что, с точки зрения финансового результата, производство «мерседесов» более выгодно?
И вот здесь имеет смысл сравнить их постоянные затраты.
Скорее всего, зарплата технологов и инженеров на заводе «Мерседес» выше, чем на Автовазе. Расходы на контроль качества на каждом этапе производства – начиная с производства металла и пластика для кузова и заканчивая внутренней отделкой салона – несопоставимо выше. А еще реклама по всему миру, участие в выставках – то есть все то, что мы называем «постоянными» затратами.
Можно предположить, что в итоге прибыль от продаж одного «мерседеса» и десяти «лад» окажется одинаковой.
А вот если «мерседес» начнет продаваться по цене одной или двух «лад» - то маржинального дохода (разницы между ценой продажи и переменными затратами) – не хватит на покрытие постоянных затрат «мерседеса». И тогда «мерседесу», чтобы выжить, придется меньше придираться к качеству сырья и комплектующих, уволить своих дизайнеров и технологов...
Но – не стоит переживать за «мерседес». Технологичные компании очень хорошо умеют считать свои переменные и постоянные расходы! Поэтому заводы строятся там, где дешевле земля и рабочая сила, а бутики открываются на центральных улицах.
Либо вы производите или продаете много, но дешевых товаров, либо мало, но по высокой цене.
Принцип одинаков - суммарная маржа (маржинальный доход) должны покрывать постоянные затраты. Причем, не просто покрывать, а с лихвой (тройка коней) – с прибылью!
Формула расчета маржи:
Маржа = (Выручка — Переменные расходы) / Выручка × 100 %