- Главная
- Онлайн тренинги
- Практическая экономика за 5 минут
- Урок 9. Бизнес-направления.
Урок 9. Бизнес-направления.
Кейс: Есть производство изделий из пластика, оптовые продажи хозтоваров и интернет-магазин с доставкой. У собственника есть ощущение, что «что -то идет не так» и компания теряет деньги. Как определить, где теряются деньги и исправить ситуацию?
Любой бизнес сталкивается с тем, что одни проекты оказываются успешнее других. Правда, «размер бедствия» не всегда удается понять вовремя, и тогда убыточный проект, как огромный камень, тянет весь бизнес на дно.
Почему компании сталкиваются с такими проблемами?
Вариантов два.
Первый – компания только начала новый проект и объем продаж еще не достиг точки безубыточности, а расходы на продвижение в силу разных причин относятся к текущим расходам, а не к инвестициям.
Второй – компания смешивает все затраты в «один котел» и потом они «размазываются» ровным слоем по всем бизнес-направлениям.
В первом случае, если новый проект развивается по плану, ситуация выправится сама по себе.
Во втором случае – требуется анализ затрат и поиск «виновного».
Для целей анализа доходности бизнес-направлений используется классификация затрат на прямые и косвенные.
Прямые – это те, которые прямо относятся на производство или продажу продукта или услуги.
Соответственно, все остальные, которые невозможно привязать к конкретному продукту – это косвенные
1 шаг: выделяем прямые затраты
Например, для проекта «производство изделий из пластика» это будет сырье, расходы по доставке сырья, зарплата производственных рабочих. Аренда производственного корпуса – это тоже прямые расходы по данному проекту.
Для оптовых продаж прямыми расходами будут расходы на закупку товара, зарплата сотрудников отдела опт, возможно, услуги транспорта для доставки клиенту.
Для интернет -магазина прямыми расходами будут расходы на закупку товара, стоимость доставки товаров до клиентов, зарплата курьеров, стоимость эквайринга. Сюда же можно отнести расходы на техподдержку интернет-магазина.
2 шаг – распределяем косвенные затраты пропорционально выбранной базе
И здесь – важно максимально корректно разделить эти расходы между проектами.
Причем, не «ровным слоем» - как это часто бывает, когда косвенные расходы распределяются, например, пропорционально выручке каждого направления бизнеса. Распределить нужно так, чтобы это соответствовало логике и причине возникновения затрат.
3 – проанализировать оставшиеся косвенные затраты, которые не удалось распределить, на предмет их целесообразности.
Например, складские расходы зависят от количества сырья, которое хранится для обеспечения производства, и хозтоваров, приобретенных для дальнейшей перепродажи. В этом случае складские расходы можно поделить между бизнес-направлением «производство» и бизнес-направлением «Опт» пропорционально занимаемой площади для хранения сырья и товаров для перепродажи. А вот распределять или нет складские расходы на проект «Интернет-магазин» - это зависит от того, увеличивает ли этот бизнес потребность в хранении или это часть оптовых продаж через дополнительный канал.
На этапе распределения складских расходов может выяснится, что производство имеет сверхнормативный запас сырья и готовой продукции и заняло дополнительную площадь для хранения, которая предназначалась бизнес-направлению продаж. А «продажи» арендовали дополнительную площадь для хранения товаров.
Следующим шагом будет анализ складских затрат производства. Здесь оказалось, что произведено много сезонного товара, который хранится почти целый год и занимает много складской площади. Соответственно, хранение именно этого товара провоцирует дополнительные складские расходы. Если учесть это обстоятельство и сравнить с уровнем маржи по группе товаров – можно сделать вывод о целесообразности производства этого товара (кейс из реальной практики, компания, действительно, отказалась от производства пластиковой мебели).
Базы для распределения косвенных расходов могут быть м2, фонд оплаты труда, выручка и т.д. Главное – нужно ответить себе на вопрос – почему выбрана именно такая база.
Таким образом, имея данные по выручке от каждого бизнес-направления и расшифровку расходов по каждому бизнес-направлению, можно получить правдивую информацию о состоянии дел.
Иногда выполнение такой цепочки, приводит к неожиданным выводам. Главное – сделать это вовремя, когда еще «пациент скорее жив».